Открыть меню

Социальное познание при синдроме Дауна

Трудности изучения и построения теории
К. Р. Цибула, Д. Дж. Мур, Дж. Уишарт (Великобритания)
1
В последние десятилетия, по мере того как углубляются научные знания об особенностях и проблемах людей с серьезными нарушениями в когнитивной сфере, уточняется и определение термина «интеллектуальная недостаточность». Наряду с признанием лежащей в основе этого понятия специфики по-знавательных процессов, большинство определений отсылает нас к трудно-стям социальной адаптации. А она, в свою очередь, включает в себя не толь-ко умение эффективно функционировать в социальном контексте, не только навыки самообслуживания, но и более сложные процессы восприятия и ин-терпретации информации социального характера, то есть то, что называют социальным познанием.
2
. Задачи.
настоящего обзора предполагают широкое толкование термина «социальное познание» – как способность понимать других людей, планировать и приме¬нять адекватные способы реагирования на повседневные социальные ситуа¬ции. Ученые полагают, что у младенцев понимание социальных факторов начинает формироваться на основе «социального восприятия». Позже разви¬вается способность интерпретировать происходящее – формируется пред¬ставление о том, что у других людей есть намерения, мысли, убеждения и эмоции, которые влияют на их поведение и на взаимодействие с окружаю-щими.
Авторы отмечают явный недостаток исследований в области социального по¬знания при синдроме Дауна. Это во многом объясняется существующим стереотипом восприятия людей с синдромом Дауна как общительных и хорошо чувствующих других людей. Распространено представление, что сфера социального познания при синдроме Дауна является относительно сохранной. А между тем имеющиеся на сегодняшний день дан¬ные свидетельствуют об определенных трудностях взаимодействия детей с синдромом Дауна с другими детьми и взрос¬лыми. Эти трудности могут негативно влиять на развитие межличностных отношений, а значит, и на качество жизни, и на психическое здоровье. Цель авторов рассматриваемой статьи – дать обзор современных исследова¬ний, касающихся процессов социального познания у детей с синдромом Дауна и соотносящих полученные на сего¬дняшний день данные с современными знаниями о типичном развитии этого аспекта познавательной деятельности. Дела¬ется попытка лучше понять трудности, с которыми сталкиваются ученые в своих усилиях теоретически описать особен¬ности социального познания у детей с синдромом Дауна, предлагаются идеи построения теоретической модели. Отмеча¬ется, что лучшее понимание механизмов –
неврологических, когнитивных и средовых – могло бы помочь в разработке соответствующих методов коррекции.
1
Cebula K. R., Moore D. G., Wishart J. G. Social cognition in children with Down’s syndrome: challenges to research and theory buildingjir // Journal of Intellectual
Disability Research. 2010. Vol. 54, pt. 2. P. 113–134.
2
Социальное познание – это деятельность по пониманию социальных отноше-ний. Это умение понимать других людей, их эмоции, мысли, намерения, точку зрения и поведение в обществе. Первоначально термином «социальное познание» обозначалось определенное направление в когнитивной психологии, однако сейчас он трактуется гораздо шире и включает в себя ис-следования в рамках социальной психологии, психологии развития, поведенческих наук и наук о мозге, предполагая изучение общения в норме и патологии, например при аутизме и других расстройствах.53

Периодизация развития социального познания.

При рассмотрении вопросов социального познания в младенчестве в центре внимания специалистов обычно находятся совместно-разделенное внимание, подражание и социальное реферирование (визуальное обращение ребенка к взрослому с целью выяснения, как ему следует реагировать в данной ситуации). Большое значение, кроме того, придается взаимодействию с ухаживающим взрослым и развитию привязанности.

В отношении дошкольников важными в этом смысле становятся возникновение и развитие просоциальных видов поведения, понимание нравственных установок и умение строить модель сознания другого человека (theory of mind). Понимание состояния сознания других людей и выявление того, как дети используют эту информацию для предсказания и соотнесения ее с поведением взрослых и других детей в социальном контексте, – одна из тем, которые сейчас оживленно дискутируются.

Когда речь идет о детях постарше, на первый план выходят такие вопросы, как природа отношений со сверстниками, происхождение антисоциального поведения и формирование комплексности процесса познания.

До недавнего времени в работах по изучению социального познания дети с синдромом Дауна часто служили лишь контрольной группой. При этом предполагалось, что, несмотря на задержку развития познавательной сферы, в социальном отношении они развиваются типичным образом. Как будет показано далее, это скорее всего заблуждение: есть определенные области социального познания, в которых дети с синдромом Дауна демонстрируют специфические поведенческие паттерны. Рассмотрим эти особенности.

Младенческий и преддошкольный возраст.

В 1970–1980-х годах проводилось множество исследований, касающихся развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. Среди прочего были выявлены предикторы, определяющие способность к социальному познанию. Развитие младенцев во многих отношениях представлялось очень похожим на типичное, например, отмечалась одинаковая последовательность проявления ранних способностей. Однако при этом очевидными являются тонкие различия в том, как дети с синдромом Дауна и типично развивающиеся дети проявляют себя в окружающем их социуме. По мнению ученых, эти отличия впоследствии способны существенно повлиять на более сложные аспекты социального познания, такие как распознавание эмоций, построение модели сознания другого человека и эмпатия. Особенности, присущие детям с синдромом Дауна в младенческом возрасте, могут также влиять на развитие речи, которое, в свою очередь, играет главную роль в успешности межличностного взаимодействия в последующие годы.

Первая особенность связана с развитием контакта глаз.
Вначале контакт глаз развивается медленно. Позже, в тече-
ние первого года жизни ребенка, когда типично развивающи-
еся дети уже начинают сосредотачивать внимание на более
широком социальном и физическом окружении, а контакт
глаз играет меньшую роль, у детей с синдромом Дауна он
продолжает удерживаться на высоком уровне. Это повышен-
ное внимание к людям может свидетельствовать о более вы-
соком уровне врожденной коммуникабельности, но в то же
время может служить признаком худшей способности эффек-
тивно распределять и переключать внимание между челове-
ком, предметами и окружающей обстановкой.
Ученые отмечают более медленное развитие совместно-
разделенного внимания. Даже когда младенцы с синдромом
Дауна инициируют отдельные эпизоды совместно-разделен-
ного внимания, они, как правило, больше времени пассивно
участвуют в этом процессе, деля внимание к предмету со
взрослым, но не координируя этот процесс путем самостоя-
тельного указания на предмет. Эти отличия могут стать более
очевидными уже к полутора годам, особенно в когнитивно
сложных ситуациях и ситуациях, предполагающих речевое
внимание.
В конце первого года жизни типично развивающиеся мла-
денцы постепенно начинают использовать все больше невер-
бальных средств общения, таких как указательный жест
и обращение к взрослому с невербальными просьбами. Это
помогает осваивать язык и познавать окружающие предметы
и людей. Дети с синдромом Дауна тоже пользуются этими
приемами, однако менее спонтанно, особенно в ситуациях
социального взаимодействия. Наибольшие трудности в ис-
пользовании невербальных средств общения младенцы с син-
дромом Дауна испытывают в ситуациях, предполагающих
просьбы или замечания, т. е. опосредованных речью.
Подражание, основа не только психического развития, но
и процесса социализации, достаточно хорошо развито у де-
тей с синдромом Дауна, что проявляется уже в самый ранний
период. Однако ученые отмечают, что в течение первых 3 лет
жизни голосовое подражание у них развивается хуже. Замет-
ны также отличия в том, как дети 2–3 лет пользуются умени-
ем подражать. Для решения когнитивных задач они часто
применяют приемы имитации и оказываются менее успешны-
ми, в то время как типично развивающиеся малыши того же
уровня интеллектуального развития используют более адек-
ватные ситуации приемы, а именно когнитивные.
Еще один важный инструмент социального познания, не-
обходимый для понимания и изучения других людей, – соци-
альное реферирование, т. е. способность использовать
эмоциональные подсказки окружающих для интерпретации
общего контекста. Здесь ученые пытаются оценить, до какой
степени дети способны воспользоваться аффективными ре-
акциями родителей на ту или иную конкретную ситуацию как
руководством к проявлению собственной реакции. Результа-
ты наблюдений свидетельствуют, что дети с синдромом Дау-
на в целом реже бросают референтные взгляды на родителей
и смотрят на них не так долго, как типично развивающиеся
дети. Их собственные реакции часто не конгруентны аффек-
тивной реакции родителей. Это дает основания предпола-
гать, что дети с синдромом Дауна могут испытывать труд-
ности с распознаванием эмоций или с использованием
полученной информации для регуляции собственного пове-
дения. Ученые предполагают, что трудности с распознавани-
ем эмоций по мимическим реакциям могут дать о себе знать
позже. Некоторые исследования показали, что особые труд-
ности у детей с синдромом Дауна вызывает распознавание
таких эмоций, как страх, удивление и гнев. Выявленные на54
сегодня отличия довольно малы, и профиль развития способ-
ности к распознаванию эмоций, основанный на этих данных,
весьма приблизительный. И все же этот важный аспект соци-
ального познания заметно отличается от того, что наблюда-
ется у обычных детей.
Дошкольный и школьный возраст
Построение модели сознания другого тоже страдает у де-
тей с синдромом Дауна, но трудности менее очевидны и ме-
нее заметны, чем у детей с аутизмом. Реакции эмпатии так-
же слегка отличаются от таковых у типично развивающихся
детей: в ситуации дистресса родителей для детей с синдро-
мом Дауна характерны эквивалентные или более высокие
уровни эмпатического поведения, но собственные аффектив-
ные реакции менее выражены, чем это бывает у их сверстни-
ков с нормальным ходом психического развития.
Авторы обращают внимание на то, что некоторые качест-
венные отличия в социальном познании сочетаются при син-
дроме Дауна с другими проблемами: с трудностями в раз-
работке эффективных стратегий решения задач, с низкой
мотивацией к совершенствованию умений и к доведению ра-
боты по решению задачи до конца. Эти особенности наблю-
даются, по крайней мере, в период младенчества и дошколь-
ного детства. Все это вместе взятое может отчасти объяснить
те отличия от обычных детей, которые свойственны детям
с синдромом Дауна при взаимодействии со сверстниками
и взрослыми в учебной и социальной ситуациях.

Выявление факторов, влияющих на социальное познание

Исследователи отмечают наличие массы пробелов в нашем
понимании особенностей социального познания у детей с син-
дромом Дауна. Они полагают, что для получения полной кар-
тины необходимо рассмотреть и связать между собой все
факторы, действующие на трех уровнях: бионеврологичес-
ком, когнитивном и социальном.
На бионеврологическом уровне синдром Дауна проявля-
ется и в особенностях структуры мозга, и в специфике его
нейрофизиологии. Так, например, некоторые зоны височной
области и лимбической системы (критически важные для
возникновения и протекания эмоций) у детей с синдромом
Дауна значительно меньше по объему и обеспеченности
нервными связями. Фронтальные зоны коры также меньше
по объему и обнаруживают специфическую активность в про-
бах на узнавание визуальных стимулов. Специфика фрон-
тальных областей головного мозга обусловливает имею-
щиеся у детей с синдромом Дауна проблемы в психических
функциях, основывающихся на целенаправленности поведе-
ния и его произвольной регуляции: переключения внимания,
кратковременной вербальной памяти, выполнения даже двух-
шаговых алгоритмов. Если подобные трудности появляются
на ранних этапах развития, они осложняют формирование
совместно-разделенного внимания и включение ребенка
в коммуникацию. Кроме того, наличие специфики экспрес-
сивной речи и ее грамматического строя, проявляющееся
в дошкольном возрасте, и нарушение долговременной памя-
ти могут также быть причинами проблем развития более
поздних и более сложных составляющих функции социально-
го познания.
Необходимо признать, что специфический профиль разви-
тия социальной и когнитивной сфер с его сильными и слабы-
ми сторонами отражается на функционировании окружения
ребенка и на общей картине его социальных взаимодействий
с детьми и взрослыми дома и в школе. Уже с первого года
жизни во взаимодействии младенца с ухаживающим взрос-
лым, в стиле родительского воспитания появляется специфи-
ка: мать всевозможными способами приспосабливает свой
стиль взаимодействия с малышом к его особенностям. Роди-
тели детей с синдромом Дауна и родители обычных детей
по-разному ведут себя, например, во время игры. Для диады
мать – младенец с синдромом Дауна характерен стиль, кото-
рый ученые определили как «директивный, но теплый»: мате-
ри больше поддерживают и опекают своего ребенка, ища
и используя множество возможностей для стимулирования
его развития. Приспособление со стороны ухаживающего
взрослого помогает компенсировать ограниченность возмож-
ностей ребенка, в частности трудности регуляции внимания,
но в дальнейшем могут блокировать развитие у него само-
стоятельности и формирование ощущения собственной дее-
способности, образа Я.
По свидетельству ученых, особенности материнского сти-
ля взаимодействия, которые могут влиять на социальное по-
знание, отмечаются и позже. Например, матери дошкольни-
ков с синдромом Дауна во время бесед с детьми используют
меньше терминов, обозначающих внутреннее – эмоциональ-
ное и интеллектуальное – состояние, чем матери обычных
детей. Авторы исследования предполагают, что это может
в дальнейшем отразиться на распознавании эмоций. Многие
исследования психологии развития показывают, что разгово-
ры о внутреннем состоянии становятся мостиком к понима-
нию сознания других людей и в дальнейшем помогают детям
самим использовать соответствующий язык, развивают спо-
собность понимать других и их эмоции.
До сих пор основные исследования в области раннего вза-
имодействия касались диады мать – младенец. Гораздо
меньше известно о том, как формирует процесс социального
познания взаимодействие с папой, братьями, сестрами и ро-
весниками. Правда, известны выводы ученых о положитель-
ном влиянии игр с папами, в частности в плане развития сим-
волической игры, особенно в случае высокой эмоциональной
вовлеченности отца и достаточного уровня его экпрессии.
Однако мы не знаем, как развивается взаимодействие с от-
цом позже и имеет ли оно свою специфику.
Давно известно, сколь велика роль сиблингов (батьев и/или сестер) в приоб-ретении ребенком социальных навыков в детстве. Однако детального изуче-ния природы взаимодействия, причем в разном возрасте и на разных этапах развития, почти нет. Известно лишь, что независимо от порядка появления на свет детей в семье ребенок с синдромом Дауна чаще берет на себя роль
младшего, который следует примеру других, но сам редко выступает инициа-тором какой-либо деятельности.
Немного известно и о взаимодействии детей с синдромом Дауна со сверстни-ками. Существуют свидетельства того, что отличий в количестве регулярных контактов с партнерами по игре и частоте контактов нет. В то же время, при-водя результаты опроса матерей 4–7-летних детей с синдромом Дауна,
М. Гуральник и его коллеги отмечают, что они не могли выявить ни одного регулярно играющего с их ребенком друга вне школы. Кроме того, авторы указывают, что взаимодействие и дружбу часто инициируют, структурируют и поддерживают родители и учителя, а не сами дети с синдромом Дауна. Уче ные относят этих детей к категории менее просоциальных, чем их ровесники, замечая, что они требуют больше помощи в том, чтобы игра началась, что им необходимо напоминать о том, что от них ждут участия в игре, об общепри-нятых правилах поведения и о том, как играть с другими детьми. Они чаще отвлекаются, могут быть гиперактивными, и это способно разрушить взаи-модействие, в том числе и в классе.
В последние десятилетия большое внимание уделяется повышению успевае¬мости в школе, и на этом фоне удивительно, как мало изучается взаимодей-ствие одноклассников и его влияние на учащихся с синдромом Дауна. Ис-ключением служит только одно исследование, в котором оценивалось взаи-модействие пар детей в их совместной работе по сортировке. Обнаружилось, в частности, что общительность, считающаяся характерной чертой детей с синдромом Дауна, не обязательно помогает им и их партнерам учиться в данной социально-познавательной ситуации. Взаимодействие детей с син-дромом Дауна с партнерами, имеющими другие типы интеллектуальных на-рушений, характеризовалось низким уровнем коммуникации как социальной, так и направленной на решение задачи.
Подобные открытия заставляют задуматься о том, что,
возможно, политика в области инклюзивного образования
в своей основе недооценивает образовательные и социаль-
ные трудности, которые испытывают в школе многие дети
с синдромом Дауна, особенно с возрастом, когда разрыв
между ними и их типично развивающимися сверстниками
увеличивается.
Проблемы в развитии социального познания, влияющие
на взаимодействие со сверстниками в более старшем воз-
расте, не оценивались достаточно корректно, но мы не мо-
жем пренебрегать свидетельствами того, что многие под-
ростки в школе и в обществе чувствуют себя одинокими.
Лишь явное меньшинство живет в ощущении устойчивых
дружеских отношений. У некоторых подростков появляются
воображаемые друзья, а довольно большой процент молодых
людей предпочитает одиночество.
Следующая проблема – речевые трудности. Подавляю-
щее большинство (более 95 %) родителей, участвовавших
в опросе на эту тему, писали, что люди за рамками семьи
понимают их детей с трудом. Проблема разборчивости речи
реально существует, но существуют и новые технологии, ко-
торые хорошо показывают себя как средства поддержки уси-
лий логопедов.
Авторы убеждены, что лучшее понимание причин и про-
филя развития социального познания совершенно необходи-
мо. Только в этом случае возможна разработка стратегий
вмешательства, направленных на смягчение проблем в этой
сфере.
Попытка построения теоретической модели.
Развитие детей с синдромом Дауна обусловливается влияни-
ем огромного количества факторов, многие из которых не
связаны с собственно синдромом. Для социального позна-
ния, в частности, критически важны возможности и поддерж-
ка, которые могут обеспечить семья и более широкие соци-
альные и образовательные связи.
Описанные результаты объединены Д. Муром с коллегами
в теоретическую модель развития феномена социального
познания, в которой четко разделены уровни описания
действующих факторов, а именно нейробиологический, ког-
нитивный уровни, а также уровни социального поведения
и социального окружения. Отражено, кроме того, комплекс-
ное влияние социального окружения ребенка, меняющегося
со временем
3
.
Заключение
Вопреки сложившемуся представлению, для многих детей
с синдромом Дауна общение с окружающими, понимание их
эмоций и намерений может быть не таким простым делом,
как для их типично развивающихся сверстников. В отноше-
нии развития социального познания у детей с аутизмом
и синдромом Вильямса проводилось много сравнительных
исследований и ученым удалось достичь значительного прог-
ресса. Их усилия вылились в создание новых методов вмеша-
тельства. Авторы предполагают, что подобные исследования
в отношении детей с синдромом Дауна могли бы быть не ме-
нее полезны. В частности, интересными представляются лон-
гитюдные исследования, изучающие влияние специфики
формирования предпосылок социального познания в раннем
возрасте на межличностное общение и личностное развитие
на следующих возрастных этапах.

Обзор подготовила Н. С. Грозная
3

Cognitive and social factors in the development of infants with Down syndrome / D. G. Moore, J. M. Oates, R. P. Hobson, J. E. Goodwin // Down Syndrome Research and Practice. 2002. Vol. 8. P. 43–52

© 2017 Sqlapp.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено Материалы из рубрики "Копилка" принадлежат их правообладателям и представлены на сайте в ознакомительных целях.