Открыть меню

Гиперактивное расстройство

Адиян А.А.

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г.Чернышевского.

Саратов.Россия. 2013.

Формирование внимания к окружающему миру в раннем и дошкольном возрасте, и последующее появление аффективно обусловленной мотивации создают основу для школьного обучения. Дефицит внимания проявляется по-разному у детей младшего, дошкольного и школьного возраста, поскольку их интересы с позиций содержания и уровня развития мозговых функций различаются и претерпевают онтогенетические изменения.

У детей с расстройствами развития (или расстройствами обучения), такими как дислексия развития, дискалькулия и другими, часто наблюдаются трудности обучения.

Расстройства внимания могут встречаться в изолированной форме или сопутствовать различным видам деятельности. Дефицит внимания не относится к расстройствам обучения, но часто сопутствует им при различных расстройствах обучения. Сохранность мозговых структур, обеспечивающих когнитивные операции и пробуждение интересов под влиянием воспитания и мотиваций, создает основу для дальнейшего систематизированного обучения. Дефицит внимания характеризуется различными клиническими проявлениями у детей младшего возраста, дошкольного и школьного. Это связано с различиями в интересах к тем или иным занятиям или информации, а также в уровнях развития и возрастных изменениях со стороны нервной системы. Большое значение имеет проведение дифференциального диагноза, поскольку особенности воспитания и лечения определяются поставленным диагнозом.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — одна из самых распространенных форм нарушения внимания. ГРДВ оказывает влияние на обучение и социальное поведение и встречается в изолированном виде или в сочетании с когнитивными, двигательными нарушениями. Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания может отмечаться при ряде состояний и синдромов, характеризующихся расстройствами развития.

Целью данной работы является рассмотрение дефицита внимания с нейрофизиологических позиций, а также установление связи между физиологическими изменениями в головном мозге и их внешними проявлениями.

Введение и история изучения

Нарушения внимания в детском возрасте могут наблюдаться как в качестве изолированного феномена, так и в сочетании с другими расстройствами развития в структуре ряда синдромов и заболеваний.

В 1970-е годы состояние, характеризовавшееся гиперактивностью, отвлекаемостью, импульсивностью и возбудимостью , обозначалось как СДГ или ГС. В 1980 годы был введен новый термин: расстройство в виде дефицита внимания, с гиперактивностью или без таковой. Затем этот термин был заменен на расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью. Данное определение состояние оказалось наиболее точным, хотя гиперактивность присутствует не во всех случаях.

В 1980-е годы был рекомендован для употребления термин расстройство в виде дефицита внимания с гиперактивностью или без таковой, или РВД. В дальнейшем этот термин заменен на новый – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, который наилучшим образом характеризует данное состояние даже несмотря на то, что ему не всегда сопутствует гиперактивность.

Было замечено, что не у всех детей с дефицитом внимания наблюдаются такие симптомы, как повышенная возбудимость и гиперактивность, а у гиперактивных детей не всегда отмечаются дефицит внимания, и лишь в некоторых случаях наряду с гиперактивностью и импульсивностью у пациентов имеются нарушения поведения. Кроме того, избыточная активность не во всех случаях бывает симптомом РГДВ, а среди мальчиков, например, прослеживается корреляция между агрессивностью и гиперактивностью.

Гиперактивность и невнимательность не всегда носят постоянный характер, но могут зависеть от конкретной ситуации и мотивации ребенка. Поскольку на последовательных стадиях индивидуального развития изменяются значение и роли мотивации, то и гиперактивное поведение будет проявляться по-разному в различные возрастные периоды.

Картина ГРВД, рассматриваемая в литературе, в основном отражает англо–саксонские представления о симптоматологии данного расстройства. При этом в США специалисты делают акцент на дефицит внимания, а в Великобритании – на поведенческих нарушениях. Французские клиницисты говорят и о «психомоторной неустойчивости». В этом термине отражена психиатрическая концепция, в фокусе которой находятся непостоянство эмоций и мотиваций, внимания, активности, двигательные нарушения в виде непроизвольных движений и постуральной неустойчивости и, наконец, импульсивность и нестабильность в поведении. Для французского термина имеется существенное основание, поскольку иногда у детей с ГРДВ наблюдается притупление эмоций.

Хотя еще в 1970-е годы предметом особого внимания были минимальная мозговая дисфункция и ГС, в Нидерландах и других европейских странах особый интерес к ГРВД проявился в 1980-е годы. Если нарушения устойчивости внимания лишь в слабой степени объясняют поведения детей с ГРВД, то его можно связать с недостаточным контролем поведения со стороны системы поощрения, что вновь возвращает нас к важной роли мотивации. Симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности и нарушения поведения могут наблюдаться независимо друг от друга и быть связанными с возрастом. ГРДВ часто оказывается расстройством продолжительного характера. Его проявления сохраняются дольше, чем в отдельности дефицит внимания или гиперактивность.

Постепенно становится более очевидным, что в процессе диагностики трудно разделить ГРВД на классификации. А подтверждение ГРВД не всегда сопровождается обнаружением дефицита внимания в условиях тестирования.

Описания клинической картины относятся ко второй половине 19 столетия и к 1920-м годам. Сначала расстройство было идентифицировано в Европе, а затем в США. В 1986 году появляется первое упоминание о состоянии, названном гипервозбудимость. В 1980-е годы голландский невролог Ансинк предложил говорить о слабости торможения у гиперактивных детей. Современные исследования несомненно подтверждают роль недостаточности торможения как ключевого признака ГРВД. ГРВД рассматривается как расстройство управляющих функций. Дефицит торможения, по–видимому, имеет место на этапе результирующей двигательной реакции. И на него не оказывает влияния усиление мотивации.

Физиология внимания и его нарушения

Сначала хотелось бы остановиться на трех аспектах физиологии внимания. Первым компонентом является поддержание состояния бдительности и общего уровня активации. За поддержание активации отвечает восходящая ретикулярная активирующая система и лобная доля. Поражение этих структур вызывает сонливость.

Второй компонент — это заднемозговая ориентировочная система, в которую входят верхние бугры четверохолмия, верхняя теменная кора. Доминирующее значение при этом принадлежит правому полушарию. Для формирования реакции активации эта система отбирает новую информацию и получает сигналы от нейронов голубого пятна. Норадреналин из области голубого пятна и с периферии оказывает моделирующее и тормозящее влияние на выход норадреналина из голубого пятна. Норадреналин подавляет спонтанные разряды нейронов. Слишком большая импульсация из голубого пятна к заднемозговой системе внимания вызывает привыкание к повторяющимся стимулам, а при наличии зависящего от обстоятельств незначительного страха — также поиск ощущений.

Третий компонент управляет поведенческими реакциями, прекращает их, а также отвечает за гибкий переход от одного фокуса внимания к другому. Эти функции осуществляются передней мозолисто-краевой извилиной, префронтальными областями, вентротегментальными зонами и подкорковыми узлами. Избыточная активация этих отделов коры нарадренергической системой может приводить к дефициту торможения.

Наряду с норадреналином важную роль играет и дофамин. Дефицит дофамина служит причиной избыточных движений, которые не подавляются (гиперактивность, импульсивность). Доказано, что у пациентов с ГРДВ снижена концентрация дофамина и его метаболита гомованилиновой кислоты в спинальной жидкости, в то время как в плазме крови и моче значительно увеличены уровни норадреналина и серотонина. В норме существует баланс между дофамином и серотонином. (Чарльз Ньокиктьен 2010: 64)

Таким образом, современные исследования демонстрируют многофакторную природу ГДРВ, которая включает:

— изменения в функционировании основных нейромедиаторных систем мозга — норадренергической, дофаминергической и серотонинергической;

— особенности строения лобных отделов коры, базальных ганглиев и мозжечка;

— снижение уровня активности лобных долей мозга, в особенности в правом полушарии в ситуациях, требующих избирательного реагирования на значимую информацию.

ЭЭГ анализ функционального состояния мозга у детей 7—8 лет позволил обнаружить, что при ГДРВ преобладают два типа отклонений в функциональном созревании регуляторных систем мозга – незрелость (дефицит) системы неспецифической активации и незрелость фронтоталамической регуляторной системы, причем выраженные трудности обучения и произвольной регуляции деятельности отмечаются лишь во втором случае (Мачинская 2007: 8).

Представленные выше данные позволяют предположить, что за синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лежат особенности морфофункционального развития регуляторных систем мозга, преимущественно лобных долей и их связей с другими структурами. Следовательно, уже в возрасте 5—6 лет у детей с признаками дефицита внимания и гиперактивности могут отмечаться специфические трудности произвольной регуляции деятельности и внимания, выходящие за рамки возрастной физиологической незрелости (Догадкина 2008: 22,23).

Мы имели возможность наблюдать за мальчиком 11 лет. В возрасте 7 лет учительница русского языка выявила у данного ученика дислексию. Посоветовала маме обратиться к логопеду. В течение 2 лет ребенок занимался с логопедом, были достигнуты некоторые успехи. Тем не менее, ребенок заметно отставал в учебе от сверстников. В связи с чем, в течение последующих 2 лет занимается с нейропсихологом. Нейропсихолог отметил отсутствие внимания, а также гиперактивность ребенка как одну из основных причин неуспеваемости в учебе. Нейропсихолог посоветовала обратиться к невропатологу. Из анамнеза жизни: ребенок от второй беременности, беременность протекала с симптомами внутриутробной гипоксии плода. Роды срочные доношенным плодом, в родах черепно-мозговая травма. У невропатолога до 11 лет не наблюдался. В настоящее время принимает препараты, улучшающие мозговое кровообращение (кортексин), витамины группы В.

Из вышеприведенного примера отчетливо прослеживается связь между процессами, происходящими в головном мозге и такими внешними проявлениями в поведении ребенка как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Исследование подтверждает, что борьба с последствиями нарушения работы мозга кропотлива и не всегда приносит желаемые результаты. Эта проблема затрагивает разные дисциплины: акушерство (правильное ведение беременной, бережное родоразрешение), неврологию (наблюдение детей с черепно-мозговой травмой и другими заболеваниями нервной системы), нейропсихологию, педагогику, логопедию и др.

ГРДВ как синдром нарушений управляющих функций

Понятие «управляющие функции» применяется для обозначения функций лобных долей. К ним относятся саморегуляция, планирование и расчет времени, распределение и удерживание времени, торможение, противостояние отвлекающим факторам и интерференции, а также, когда это необходимо гибкое изменение последовательности психических процессов, обозначаемое как гибкость психологических установок. Дети с синдромом сверхфокусированного внимания испытывают трудности с изменением последовательности психических процессов.

К числу УФ определенно относится рабочая память. Саморегуляция является основной характеристикой «поведения, регулируемая правилами». Это означает, что ребенок осуществляет контроль собственного поведения с помощью внутренней речи.

В ходе обследования гиперактивных детей применялись опросники, для оценки внимания – тест на реакцию выбора с измерением времени реакции и серия заданий на реакцию выбора с определение времени реакции.

Во многих работах было показано, что в среднем дети с ГРВД способны реагировать почти так же быстро, как и их обычные сверстники, но демонстрируют выраженные колебания показателей времени реакции, то есть отличаются нестабильностью.

В заданиях на избирательное внимание гиперактивные дети вновь уделяют внимание незначимым стимулам, что приводит к удлинению времени реакции.

Нарушения «информационного процессинга» у детей с ГРВД наиболее заметны в монотонных и медленно выполняемых заданиях ; причинами этого служат недостаточная активация и нарушения ряда УФ, особенно планирования и прогнозирования, распределение времени и временном согласовании движений продемонстрированы в заданиях на теппинг.

Дети с ГРВД по сравнению с детьми контрольной группы выполняют задания медленнее, не могут оттормаживать нежелательные реакции, не учитывают информации по каналам обратной связи.

Систематика, Этиология и Патогенез ГРДВ

Гиперактивное поведение наблюдается при ряде синдромов: фрагильной Х хромосомы, алкогольном синдроме плода, туберозном склерозе.

Этиология ГРДВ:

1. Генетические причины (примерно одна треть случаев)

2. Дети с повреждениями лобной или височной долей

3. Постнатальная черепно–мозговая травма

4. Дети, рожденные матерями, употреблявшими во время беременности алкоголь в большом количестве

5. Единовременное поступление в организм пищевых красителей в дозах, превышающих рекомендованные Американским фондам по контролю продуктов питания.

6. Среди близнецов дети с дислексией имеют более высокий риск ГРДВ, чем дети без дислексии.

Значительная роль в патогенезе ГРДВ принадлежит семейным, генетическим факторам, особенно у мальчиков. ГРДВ встречается у мальчиков в 3-9 раз чаще, чем среди девочек. ГРДВ представлена несколькими составляющими, каждая из которых, вероятно, имеет наследственную обусловленность. Так, исследователи рассматривают факторы, связанные с нейромедиаторными системами. Ген переносчика дофамина на хромосоме 5 и ген дофаминового рецептора Д4 на хромосоме 2 играют несомненную роль, но в полной мере механизмы их участия в генезе ГРДВ не раскрыты. У детей с ГРДВ обнаружено недостаточное торможение ответных реакций, но такой же признак, хотя и менее выраженный имеется у членов их семей, не имеющих развернутой клиники ГРДВ. Это позволяет предполагать существование наследуемого признака. Примечательно, что размеры головного мозга несколько уменьшены не только у детей с ГРДВ, но также у их братьев и сестёр.

Независимо от колебаний выраженности симптомов в различных ситуациях, характерной особенностью раннего типичного ГРДВ является его постоянный, первазивный характер. В тех случаях, когда симптомы возникают внезапно, необходимо рассматривать вероятность регресса в развитии или неврологического заболевания.

Изменение мозговой структуры. К настоящему времени описано несколько структурных изменений мозга у детей с чистым ГРДВ. В группе из 85 детей с ГРДВ у 2% выявлены нарушения нейрональной миграции в виде гетеротопий и у 9% патологические скопления жидкости в субтенториальном пространстве. Изменения, затрагивающие кору и подкоровую область лобной доли, обнаружил Overmeyer S. Другие авторы продемонстрировали уменьшение объёма лобных долей и мозжечка.

Дифференциальный диагноз при ГРДВ

При наличии у ребенка чрезмерной подвижности и отвлекаемости, следует проводить дифференциальный диагноз с различными состояниями.

1. РДВ без гиперактивности и импульсивности как подтип РДВ с преимущественными нарушениями внимания. Хотя у этих детей должны отмечаться значительные трудности школьного обучения, имеющиеся нарушения оказываются не столь заметными для родителей и специалистов. Любой стимул для этих детей имеет новизну и вызывает реакцию. Наблюдается отвлекаемость на внешние факторы. Нарушения избирательного и поддерживаемого внимания. Дефицит внимания, связанный с внешними отвлекающими факторами, имеет отчетливую ситуационную зависимость. Некоторые виды окружающей обстановки создают в этом отношении наибольшие трудности. Поэтому детям с данным рассторойствам особеннот рекомендуется пребывание в четко структурированной окружающей обстановке и использование ясных планов.

2. Чистая форма ГРДВ. Частота её встречаемости составляет около 2%. Дефицит внимания с отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью – классическое гиперкинетическое расстройство в его чистой форме. В отличии от ГРДВ с трудностями обучения эта форма представляет собой первазивный синдром с хроническ.им течением , проявляется в течение всей жизни,начинается как только ребёнок самостоятельно встает на ноги , а иногда даже во время беременности. ГРДВ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. ГРЛВ имеет более высокую распространенность чем РДВ. Дети отличаются высокой активностью, невнимательностью, импульсивностью и не могут концентрироваться на каком либо задании в течение продолжительного времени. Дети неспособны фокусировать внимание, особенно при выполнении сложных и новых заданий. У них необязательно присутствуют трудности обучения, и они довольно хорошо усваивают учебные материалы во время школьных занятий. Как правило, ГРДВ не связано с ранним мозговым повреждением, а имеет наследственную проироду и проявляется у членов семьи мужского пола.

3. ГРДВ – плюскоморбидные расстройства . Установлено, что частота их встречаемости составляет от 6 – до 9 %. Если ГРДВ сопровождается другими нарушениями, в том числе расстройствами памяти, когнитивных функций и поведения, то такую его форму называют ГРДВ – плюс. Это также дети, которые с трудом понимают устную речь или не могут бегло читать. У них обнаруживается дефицит внимания, связанный с мозговыми повреждениями.

4. Первичные трудности обучения имеют в своей основе врожденный парциальный дефицит когнитивных функций, при них дефицит внимания проявляется только при выполнении школьных заданий. Дефицит внимания обусловливается тем, что ребёнок не в состоянии справиться со сложными для него когнитивными задачами. В домашних условиях во время игр и просмотра телепередач ребенок бывает гораздо менее отвлекаемым. В дошкольном возрасте эти дети не обнаруживают проблем, связанных с недостаточным вниманием.

5. Сверхфокусированное внимание, или отсутствие гибкости психологической установки, представляет собой еще одну форму дефицита внимания и частичного нарушения управляющий функций. У ребенка затруднены переключение и фокусирование внимание на что-то другое, в результате чего ему трудно менять свой способ реагирования при перемене ситуации. У большинства детей со свехфокусированным вниманием наблюдается ГРДВ, но, кроме того, могут проявляться симптомы оппозиционного и вызывающего внимания. У этих детей затруднена адаптация к новым требованиям и ситуациям, что выделяет их во время социальных контактов. Это влечет за собой персеверации, медлительность, избегание контактов и серьезным образом сказывается на поведении ребенка в обществе. Дети с сверхфокусированным вниманием более склонны к требованиям и аффективным расстройствам, чем к поведенческим и асоциальным расстройствам. У таких детей можно обнаружить относительно низкую активацию левой лобной доли по сравнению с правой.

6. Раннее приобретенное органическое поражение ЦНС и отставание в психомоторном развитии, например у некоторых детей с тяжёлым аутизмом или с выраженными формами дисфазии развития, могут сопровождаться признаками ГРДВ, обусловленными ведущими нарушениями функций головного мозга. Основной причиной может быть поражение височной или лобной доли. То же самое относится к приобретенным поражениям мозга при черепно–мозговой травме.

7. Темпераментный ребенок демонстрирует избыточную активность без существенных нарушений внимания.

8. Нарушения внимания, связанные с внутренней отвлекаемостью. Эти дети отвлекаются на стимулы внутренней природы, не связанные с неврологическим дефицитом. В таких случаях необходимо учитывать конкурирующие мотивации.

а) возможно, что интеллектуально одаренный ребенок не получает достойной стимуляции

б) ребенок может быть занят другими мыслями или занятиями, которые его отвлекают.

в) поступление слишком большого количества информации может вызывать у ребенка ситуационную гиперактивность

г) невротические факторы, тормозящие процесс его обучения, усиливающие внутреннюю отвлекаемость и затрудняют выполнение ребенка учебных заданий.

д) логическая структура изучаемого материала иногда не усваивается из-за отсутствия оптимальных условий для учебного процесса.

9. Дефицит избирательного внимания. Из–за присущей им импульсивности дети с гиперактивностью ушибаются о мебель или при столкновении с другими детьми. У них могут отмечаться нарушения ориентации в окружающем пространстве.

10. Двигательная нестабильность (или нарушения моторного удерживания) – это дефицит поддерживаемого внимания, проявляющийся в отношении двигательных функций. Ребенок с двигательной нестабильностью не способен к остановке, фиксации движения, сохранению определенного положения, а также произнесению долгих речевых звуков и длинных слов.

Психиатрические аспекты ГРДВ

Хотя ГРДВ достаточно узко определяется как расстройство постоянного характера, сопровождающееся дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью, от этих основных симптомов может страдать личность в целом.

Различия связанные с возрастом

Часто дети направляются к специалисту из-за того, что непослушны, убегают от матери и, начинают с возраста, когда они научились самостоятельно ходить, при встрече с опасными ситуациями не воспринимают их и не знают, как нужно реагировать. В других случаях ребенок не в состоянии адаптироваться в детском саду, спокойно и тихо сидеть со сверстниками, когда воспитатель читает им сказки, а также во время обеда( начиная с возраста 4 лет). Другие дети не могут справляться с заданиями в начальной школе( с возраста 6 лет) . Все они характеризуются как непослушные.

Некоторые матери отмечают гиперактивное поведение своего ребенка еще во внутриутробном периоде, другие замечают его у младенца, находящегося в детской кроватке, и многие сообщают о чрезмерной подвижности, как только ребенок научился ходить. Естественная познавательная активность у недавно начавшего ходить ребенка в таких случаях ненормально усиленна и сохраняется в течение более длительных сроков. Ребенок очень много двигается, все хватает, разбрасывает предметы в стороны и после этого переходит к поиску новых. При этом у него отсутствует настоящая игра с предметами.

Отсутствие речевого контроля за поведением – со стороны внешней и внутренней речи – может служить причиной непослушания, которое становится особенно выраженным, когда ребенок не наедине с воспитателем, а в группе сверстников.

Память и когнитивные функции

Восприятие, гностическое опознание всех видов сенсорных сигналов нарушено, характеризуется неточностью и не запечатлевается в памяти. Страдают процессы эмоционального восприятия, например распознавание эмоциональногог выражения лиц других людей, их поз, речевых интонаций, в связи с чем ребенок с ГРДВ не получает важной информации от окружающих. Отсутсвие точности в ходе выполнения различных заданий сказывается на результатах, но одновременно относится и к рецептивным аспектам, что проявляется в неточном понимании, например. Инструкций.

Настроение и эмоции

У детей с ГРДВ наблюдаются эмоциональная нестабильность, особенно в младшем возрасте. Относительная нечувствительность к боли, к наказаниям чередуется с раздражительностью. Иногда ребенок демонстрирует крайнее возбуждение и хаотическое поведение, особенно если привычная повседневная обстановка прерывается такими событиями, как визиты многих людей. В возрасте от 9 до 11 лет могут сформироваться угнетенное состояние, изоляция и негативная самооценка, мучительные для ребенка.

Нарушение сна

У четверти детей с расстройствами сна в возрасте от 6 до 18 месяцев в дальнейшем к 5,5 годам сформировалось ГРДВ. Нарушения сна связаны с нейромедиаторной дисфункцией. Эти нарушения проявляются в позднем засыпании, частых пробуждениях по ночам, изменениях дыхания (например, в виде храпа), раннем утреннем пробуждении. Сами по себе данные нарушения сна не являются тяжелыми, однако они являются причиной беспокойства в ночное время для родителей и других детей.

По наблюдениям, дети с ГРДВ пьют воду чаще, чем дети контрольной группы. Разница, которая может достигать четырехкратной, связана с чувством жажды. Определенную роль может играть потеря воды с потоотделением. Причины этого феномена, тем не менее, не выяснены. Между тем переполнение мочевого пузыря и болезненные ощущения внизу живота могут способствовать перевозбуждению детей.

Трудности социальной адаптации проявляются прежде всего во время игр. Ребенок демонстрирует в них неточность, слабые результаты и потому проигрывает. Кроме того, он импульсивен, не дожидается своей очереди. Не слушает пожелания других детей, а также инструкции и правила. Ребенок склонен к агрессивным реакциям, что создает конфликтные ситуации. В результате всех перечисленных особенностей некоторые дети с ГРДВ избегаются сверстниками. В тех случаях, когда импульсивное поведение становится агрессивным , выходит за рамки существующих правил и нередко сопровождается неблагоприятными внутрисемейными обстоятельствами, используется диагностический термин « расстройство поведения».

У детей с ГРДВ наблюдаются трудности восприятия эмоциональных выражений лица. Кроме того, они не испытывают адекватных эмоций в соответствующих ситуациях. Консультация психиатра требуется в тех случаях, когда поведение ребенка становится неприемлемым, при этом нередко оказывается, что ребенок находится в неблагоприятных окружающих условиях.

Такие поведенческие нарушения, как агрессивность и оппозиционное поведение, часто бывает проявлениями импульсивности. Степень их выраженности также зависит от социальной обстановки, в которой находится ребенок.

Другим типом нарушений у детей с ГРДВ является расстройство личности, называемое поиском ощущений. Гиперактивные дети часто убегают от своих матерей, не обнаруживая при этом признаков тревоги, связанные с разлукой. Они вступают в контакт с незнакомыми людьми без каких-либо опасений.

У искателей ощущений прослеживается поиск риска в игровой активности, в поведении на улице и в отношении к транспорту. У них повышен порог болевого восприятия, они нечувствительны к наказаниям, в чем отражается их безразличие к неприятным ощущением.

Прогноз ГРДВ определяется главным образом коморбидными психиатрическими расстройствами. У ряда детей с ГРДВ в дальнейшем формируются такие психопатологические состояния, как алкоголизм, наркомания, антисоциальное поведение; они чаще других попадают ситуации несчастных случаев. Основным предиктором этих нарушения является наличие оппозиционного или агрессивного поведения.

Мы имели возможность собрать данные анамнеза, данные психического, неврологического и соматического обследования девочки 9 лет с ГРДВ. В первый класс девочка поступила в общеобразовательную школу г. Саратова.

Наследственность: мать 35 лет, работает уборщицей. Об отце сведений нет. Алена родилась от третьей беременности. Старший брат (19 лет) получает профессию повара в кулинарном колледже. Был отдан в детский дом. Сестра (17 лет) работает программистом. Сестра не раз убегала из дома, сейчас находится на попечении у бабушки.

Со слов педагога: в процессе обучения она испытывает трудности, отвлекается, любит поговорить на занятиях, но посещает уроки с большой охотой. Не сразу приступает к выполнению домашнего задания. Часто педагогу приходится усаживать Алену за выполнение домашней работы. Учитель отмечает преобладание игровых интересов над познавательными. Рабочее состояние, во время которого ребенок способен усвоить учебный материал, кратковременно. Обычно учитель наблюдает со стороны девочки импульсивные, необдуманные действия. В работах очень много ошибок и исправлений. Она постоянно что-то вертит в руках, теребит пуговицы на своем костюме, играет разными предметами, оглядывается, обращает внимание на любое отвлечение Желание поиграть и поговорить возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности или приготовления уроков. На основании неблагополучной ситуации в семье и присутствии ГРДВ данной девочки поставлен диагноз Задержка психического развития с нарушением активности и внимания (F90.0).

Психофармакологическое лечение

В лечении ГРДВ применяются методы психотерапии, релаксационные техники, методы коррекционной педагогики, тренировка самоконтроля с помощью внутренней речи и максимального внешнего структуирования деятельности детей с ГРДВ, а также лечения психофармакотерапевтическими средствами.

Метилфенитад (МФ). МФ оказывает положительное влияние на показатели поддерживаемого и избирательного внимания.

Зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация также улучшаются. В двигательной сфере часто улучшается точность моторики, а возможно, и ее скорость, что становится заметно по качеству письма, если оно было низким до начала лечения. МФ положительно влияет на время выполнения движений. Проблемы поведения не исчезают, но благодаря МФ дети становятся более послушными и управляемыми. Считается, что агрессивность под влиянием МФ снижается.

Не все дети с ГРДВ реагируют на лечение МФ и, к сожалению эффективность терапии сложно прогнозировать.

Мы наблюдали за мальчиком 11 лет. В возрасте 7 лет, учительница русского языка выявила у данного ученика дислексию. Посоветовала маме обратиться к логопеду. В течение 2 лет ребенок занимался с логопедом, были достигнуты некоторые успехи. Тем не менее, ребенок заметно отставал в учебе от сверстников. В связи с чем, в течение последующих 2 лет занимается с нейропсихологом. Нейропсихолог отметил отсутствие внимания, а также гиперактивность ребенка как одну из основных причин неуспеваемости в учебе. Нейропсихолог посоветовала обратиться к невропатологу. Из анамнеза жизни: ребенок от второй беременности, беременность протекала с симптомами внутриутробной гипоксии плода. Роды срочные доношенным плодом, в родах черепно — мозговая травма. У невропатолога до 11 лет не наблюдался. В настоящее время принимает препараты, улучшающие мозговое кровообращение (кортексин), витамины группы В.

Из вышеприведенного примера отчетливо прослеживается связь между процессами, происходящими в головном мозге и такими внешними проявлениями в поведении ребенка как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Исследование подтверждает, что борьба с последствиями нарушения работы мозга кропотлива и не всегда приносит желаемые результаты. Эта проблема затрагивает разные дисциплины: акушерство (правильное ведение беременной, бережное родоразрешение), неврологию (наблюдение детей с черепно-мозговой травмой и другими заболеваниями нервной системы), нейропсихологию, педагогику, логопедию и др.

Литература:

Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста. // Вестник Поморского Университета, 2007, № 4, с. 8—15

Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Ж_л эволюционной биохимии и физиологии. – 2004. –Т.40, № 5. – С. 427—435.

Ньокиктьен Чарльз Детская поведенческая неврология – М. «Теревинф» 2010- 336с. С.61-97

Семенова О.А., Кошельков Д. А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности Альманах «Новые исследования»— М.: Вердана, 2008, № 4(17) — 80 с. С.21- 39.

© 2018 Sqlapp.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено Материалы из рубрики "Копилка" принадлежат их правообладателям и представлены на сайте в ознакомительных целях.